пятница, 27 ноября 2015 г.
Странный мир галлюцинаций
Одни видят несуществующие объекты, другие слышат «голоса» искажения в форме галлюцинаций возможны в работе любого из органов человеческих чувств. Сэм Макнерни исследует наши проблемы восприятия.
ЧЕТКАЯ ГРАНИЦА между ощущениями и галлюцинациями отсутствует. Когда мы говорим о «восприятии реальности», может оказаться, что мозг просто выбирает галлюцинацию, которая лучшим образом согласуется с действительностью. Отличить ее от настоящих ощущений проще всего, когда в ее содержании есть нечто необычное. В остальных случаях, вероятно, вы оказываетесь в заблуждении. Галлюцинацией может быть даже изображение мозга на предыдущей странице. Но что именно происходит в мозгу при галлюцинировании? Что вызывает игру воображения? Добро пожаловать в странный мир науки о галлюцинациях, где специалисты по познанию действительности при помощи новейших технологий сканирования мозга пытаются установить причины этого явления и выявить характеристики порой совершенно бредовых вещей. Галлюцинации— непростой предмет для изучения: их могут вызвать самые разные обстоятельства, такие как, к примеру, недостаток сна, мигрени и неврологические нарушения. Предложить одно простое объяснение на все случаи жизни здесь невозможно.
Видениями часто сопровождаются и психические заболевания. Как прекрасно показано, например, в фильме «Игры разума» (A Beautiful Mind), математик, лауреат Нобелевской премии 1994 года Джон Нэш (John Nash) страдал приступами бреда, потому что был болен параноидальной шизофренией. Но значительное число психически здоровых людей также порой сталкиваются с необычными ощущениями.
Слово «галлюцинация» придумано Томасом Брауном (Sir Thomas Browne), автором ряда медицинских текстов, в XVII столетии. В древних и средневековых текстах описания галлюцинаций можно найти в изобилии. Но большинство описанных там случаев так и не было диагностировано. В немалой степени — из-за медицинского невежества: столетиями помешательство было готовым объяснением для целого ряда расстройств мозга. Есть и другая причина отсутствия диагностики: люди боятся, что, если при посещении врача описать то, что с ними произошло, им навесят ярлык душевнобольного.
С тех пор как эта область науки впервые возникла в середине XIX века, мы стали лучше понимать явление галлюцинирования. Но вопросов по-прежнему больше, чем ответов. «Дело не только в том, что у слова «галлюцинация» много определений, — невозможно выделить первопричину явления», — отмечает д-р Воган Белл (Vaughan Bell) из Института психиатрии Лондонского королевского колледжа.
В этой статье мы рассмотрим, как обманываются все пять наших основных органов чувств и как ученые проливают свет на этот любопытный раздел изучения мозга.
ЗАПАХ
При обонятельных галлюцинациях человек может чувствовать как очень приятные, так и дурные запахи приятные, так и дурные запахи.
ХОТЯ МЫ МОЖЕМ испытывать галлюцинации в виде запахов, эти запахи будут у всех разными. «Многие люди рассказывают о неприятных запахах, например о запахе гнилого или жженого мяса, — поясняет д-р Кэтрин Ив Левандовски (Kathryn Eve Lewandowski), клинический психолог из психиатрической клиники Маклина Гарвардской медицинской школы (США). — Эти темы постоянно повторяются, но некоторые пациенты описывают и более приятные запахи, например, запах цветов».
Как и со всеми остальными нашими органами чувств, обонятельные галлюцинации часто являются проявлением психических расстройств. Согласно одному из исследований доктора Левандовски, около 15% пациентов с шизофренией, шизоаффективными и биполярными аффективными расстройствами чувствуют несуществующие запахи. Она также обнаружила, что, как и при расстройстве вкуса и осязания, обонятельные галлюцинации свидетельствуют о наличии депрессии, аффективных расстройств в семье или психических заболеваний, проявившихся в относительно раннем возрасте.
Однако чувствовать несуществующие запахи порой не так уж и плохо. Исследование 51 пациента с диагнозом «шизофрения», проведенное психологами в университете Маккуори в Сиднее (Австралия), показало, что около 30% испытуемых чувствовали приятные запахи, а 19% — нейтральные.
Фантосмия (буквально — «фантомные запахи»)— заболевание, основным симптомом которого являются как раз обонятельные галлюцинации. Точная причина его возникновения пока неясна, но это патологическое состояние связано с целым рядом разнообразных психических расстройств, а также с поражениями или отклонениями от нормы в обонятельной системе. Такие галлюцинации возникают и после перенесенных травм головы, инсультов, при опухолях мозга, мигренях и судорожных припадках вследствие повышенной активности в височных долях мозга. Иногда они возникают лишь в одной ноздре, и в большинстве случаев способность ощущать запахи-фантазмы со временем проходит.
ЗРЕНИЕ
Самый известный вид галлюцинаций; расстройства зрительного восприятия встречаются чаще всего.
ОДНИМ ИЗ ПАРАДОКСОВ зрительных галлюцинаций является то, что они часто возникают, когда человек слепнет. Около 10% тех, кто испытывает зрительные галлюцинации, имеют значительные потери зрения в результате глазного заболевания или повреждения зрительных путей в нервных цепях мозга. Это явление, получившее наименование синдрома Шарля Бонне (Charles Bonnet) в честь швейцарского философа XVIII века, представляет собой очень странный набор симптомов, включающий и разнообразные зрительные галлюцинации.
«Почти все пациенты видят простые узоры, — рассказывает клинический психиатр
д-р Доминик Ффитч (Dominic Ffytche) из Лондонского королевского колледжа, добавляя, что около 40% видят также небольшие фигурки в замысловатых костюмах или в военной форме. — Еще 40% видят лица без тела, обычно их описывают как гротескные, похожие на химер». По оценкам, две трети тех, кто страдает синдромом Шарля Бонне, не рассказывают о своих симптомах, боясь социального отчуждения или ошибочного диагноза «психически неуравновешенных».
Еще более странное явление — синдром Антона Бабинского. Он возникает в результате повреждения центра зрительной обработки информации и выражается в том, что ослепший пациент отрицает свою слепоту, то есть он уверен, что в состоянии видеть.
Зрительные галлюцинации возникают еще и в результате неврологических заболеваний, включая болезни Альцгеймера, Паркинсона и более редкую болезнь диффузных телец Леви. В отличие от синдрома Шарля Бонне, пациенты с этими заболеваниями обладают нормальным зрением, а содержание их галлюцинаций менее странное. Например, вместо воображаемых объектов они в своих галлюцинациях обычно видят нормально выглядящих реальных людей. От 20 до 40% пациентов с шизофренией испытывают зрительные галлюцинации, галлюцинации могут вызывать и другие психические заболевания.
Всего только в Великобритании около 2 млн человек страдают зрительными галлюцинациями (по России сводные цифры, к сожалению, недоступны. — примеч.). Впрочем, их число трудно установить точно, потому что не учитываются простейшие обманы зрения, такие как, например, фосфены — световые точки, которые вы увидите, если потереть глаза. Недавно доктор Ффитч получил от британского Национального института исследований в области здравоохранения грант в размере 1,9 млн фунтов стерлингов, при поддержке которого он будет проводить дальнейшие исследования этого феномена.
Легкие наркотики также дают ученым возможность изучать то, что происходит в мозгу во время галлюцинаций. В отделении невро-психофармакологии Лондонского имперского колледжа д-р Робин Кархарт-Харрис (Robin Carhart-Harris) вызывает у подопытных галлюцинации с использованием псилоцибина (активного компонента галлюциногенных грибов) и измеряет ток крови и активность в мозговой коре, сопровождающие образы в мозгу. «Во время зрительных галлюцинаций под воздействием псилоцибина работа мозга менее упорядочена и организованна, — поясняет он.— Люди сосредоточены в основном на своих внутренних ощущениях и мало внимания уделяют внешним событиям».
Но то, какие именно области мозга при этом активны, — отчасти загадка. Кархарт— Харрис ожидал, что зрительные галлюцинации будут сопровождаться активностью в зрительной коре мозга, но не нашел никаких свидетельств в поддержку этого предположения. Он признаётся, что на данный момент у ученых отсутствует консенсус по поводу того, какие именно области мозга работают во время зрительных галлюцинаций.
ЗВУК
От слуховых вербальных галлюцинаций страдают не только пациенты с неврологическими расстройствами — «голоса» могут слышать и практически здоровые люди.
ИЗ ИСТОРИИ ИЗВЕСТНЫ многочисленные примеры слуховых галлюцинаций. Немецкий композитор Роберт Шуман (Robert Schumann), говорят, испытывал музыкальные галлюцинации, а Жанна д’Арк утверждала, что ее направляют голоса святых, посланных Богом. Психиатр Воган Белл (Vaughan Bell) предполагает, что многие религиозные откровения порождены искажениями слухового восприятия.
Итак, что же происходит в мозгу во время таких галлюцинаций? Это зависит как от человека, так и от того, что именно ему является в галлюцинациях. Один из возможных подходов состоит в том, чтобы изучать самый известный тип слуховых галлюцинаций: вербальные. «Зон мозга, активных во время слуховых вербальных галлюцинаций, очень много, — объясняет психиатр д-р Рено Жардри (Renaud Jardri), изучающий этот феномен на примере пациентов с шизофренией. — Здесь следует говорить скорее о целых сетях, чем об отдельных областях».
Слуховые вербальные галлюцинации — один из основных симптомов шизофрении, этим страдают около 70% пациентов. Нечто подобное имеет место и у людей с другими неврологическими заболеваниями, включая болезнь Паркинсона, эпилепсию и помешательство, они встречаются даже у здоровых людей.
Невозможно точно сформулировать различия на уровне мозга между пациентами с психическими расстройствами и здоровыми людьми в том, что касается слуховых галлюцинаций. Согласно исследованию, проведенному под руководством клинического психолога д-ра Франка Лароя (Frank Larai) из Льежского университета (Бельгия), и у тех и у других, скорее всего, задействованы одни и те же зоны мозга. Однако различия на уровсубъекта галлюцинации ясны: здоровые люди ведут нормальную жизнь, будучи в состоянии контролировать свои «голоса», тогда как пациенты реагируют на них — испытывают стресс, тревогу, — так что галлюцинации серьезно осложняют их повседневную жизнь.
Число здоровых людей, у которых наблюдаются слуховые галлюцинации, достоверно неизвестно, а при помощи экспериментальных методов нелегко получить точный ответ. Частота, продолжительность и интенсивность слуховых галлюцинаций могут также сильно различаться, так что сложно дать определение тому, что должно считаться галлюцинацией. Судите сами: в одном исследовании Ванессы Бивэн (Vanessa Beavan) из Австралийского колледжа прикладной психологии процент людей, имеющих слуховые галлюцинации, оценивается как лежащий в пределах от 0,6 до 84%.
Есть ли различия между пациентами и здоровыми людьми в детстве, также неясно. Исследования предполагают, что у здоровых людей слуховые вербальные галлюцинации развиваются в раннем подростковом возрасте, тогда как те, у кого есть психологические проблемы, часто слышат свои первые голоса в возрасте около 20 лет. «Детская психологическая травма в анамнезе или случаи психологических расстройств в семье — это не редкость у здоровых людей», — говорит Франк Парой, предупреждая, что здесь требуются дальнейшие исследования.
Хорошая новость состоит в том, что подобные галлюцинации сейчас получают всё больше и больше внимания. Их изучают по всей Европе — как в неклинических группах, так и у пациентов. Международный консорциум встречался в Лондоне в 2011 году, а группа из Даремского университета (Великобритания) недавно организовала проект по исследованию слуховых галлюцинаций под названием «Услышать голос».
ВКУС
Фантомные вкусы — это необычное и редкое явление, причин у которого может быть множество.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ из себя вкусовая галлюцинация? «Восприятие вкуса в отсутствие внешних стимулов; обычно вкус, который при этом ощущается, — это вкус металла, меди», — так описывает вкусовые галлюцинации клинический психолог Кэтрин Ив Левандовски. В 2009 году она возглавляла исследование данного вида галлюцинаций, который в основном встречается у пациентов с шизофренией, шизоаффективными и биполярными расстройствами. Исследования психологических и неврологических основ вкусовых галлюцинаций, самого редкого из всех видов когнитивных сбоев, настолько ограниченны, что ученые не решаются давать однозначные заключения.
Левандовски и ее коллеги установили, что вкусовые галлюцинации испытывают около 4% пациентов. Такие расстройства также имеют место при эпилепсии с повышенной активностью в височных долях мозга, но нередко вызываются и опухолями мозга, различными психическими заболеваниями, злоупотреблением наркотиками.
Это настолько таинственный вид галлюцинаций, что неясно, какой процент населения ими страдает. Но некоторое представление можно получить из опроса, проведенного в 2000 году медицинским эпидемиологом Морисом Огайоном (Maurice Ohayon) из Стэнфордского университета в Калифорнии (США), — в опросе участвовали 13 тыс. человек из Великобритании, Германии и Италии, не находящихся на лечении в специальных лечебных заведениях. Огайон обнаружил, что около 1% из них сообщали, что испытывают вкусовые галлюцинации как минимум раз в неделю. Это были люди, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, а также те, кто страдал депрессией или психическими расстройствами.
ОСЯЗАНИЕ
Тактильные галлюцинации — самые таинственные из всех сбоев восприятия в нервной системе.
МНИМОЕ ВОСПРИЯТИЕ осязания трудно определить. Если галлюцинации — это восприятие при отсутствии внешних стимулов, то будет ли ею зуд? Этот вопрос задавал в 1982 году психиатр Герман Берриос (German Berrios) из Кембриджского университета (Великобритания). Он предположил, что осязательные галлюцинации фундаментально отличаются от галлюцинаций с участием остальных органов чувств.
Исследования осязательных галлюцинаций начались еще в XIX веке, когда французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль (Jean-Etienne Dominique Esquirol) доложил о подобных случаях. Сейчас мы уже больше знаем о том, как они ощущаются. «Пациенты с расстройствами психики во время тактильных галлюцинаций чувствуют жжение, или им кажется, что по коже ползают насекомые, — отмечает Левандовски. — Иногда возникает ощущение, будто через тело пропускают ток, или чувство, что органы поменяли местами». Крайние проявления галлюцинаций встречаются при некоторых формах психических расстройств, например при синдроме Экбома, «Пациенты обычно развивают непоколебимое ложное убеждение, что они инфицированы паразитами», — говорит д-р Рено Жардри (Renaud Jardri). Тяжелые, неприятные галлюцинации обычно связаны с травмами мозга и с деменцией; зачастую они являются побочными эффектами у людей, злоупотребляющих кокаином, амфетаминами и метамфетамином.
Какие области мозга активны во время тактильных галлюцинаций, неизвестно. Но возможно, что в ощущении фантомного прикосновения участвуют те же механизмы, которые работают при восприятии реальных прикосновений. Осязательные галлюцинации могут возникать из-за пересечения проводящих нервных путей в мозгу, когда разные виды перцептивной информации, поступающей от органов чувств, смешиваются между собой (это явление часто называют синестезией: при нем люди «слышат» цвета или «видят» звуки. — Примеч. ред.). Понимание галлюцинаций на неврологическом уровне не только поможет пациентам справляться с проблемами восприятия, но также будет способствовать выявлению этих странных явлений у здоровых людей.
Автор: Сэм Макнерни (Sam McNerny) link
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий